ИТМ. Информационные технологии для менеджмента

ИТ для руководителя, управления, бизнеса

  • NEW!

    Покупайте каталог через редакцию!

  • журнал ИТМ 7-8/2013

    журнал ИТМ 7-8/2013

  • Введите email

  • Партнеры

Не знаешь, как поступать? Поступай по уставу

Posted by it4m на 04.04.2010

Устав проекта – как средство стандартизации уникальной деятельности

1. Стандарты в жизни человека
2. Стандарты в жизни компании
3. Стандарты для автоматизации

1. Стандарты в жизни человека

Смысл фразы, приведенный в заголовке, довольно часто улавливается в сценах из военных или полицейских кинофильмов. Это совет по поводу того, как нужно действовать в неопределенной скоротечной ситуации. По сути, это совет по стандартному поведению в… нестандартной ситуации. Ведь военные и полицейский уставы – это обобщенный опыт реагирования на ситуации в сфере, охватываемой уставом. Чтобы совет был выполнен, человек должен, по меньшей мере, знать устав (стандарты поведения). А чтобы его применить в скоротечной ситуации, необходимо тренировками закрепить навык его применения, доведенный до автоматизма. Навык отрабатывается в контексте более широкого стандарта поведения — в рамках системы стереотипов человека, формитуемых социальной средой обитания. Основой же психологии стереотипов является физиология рефлексов. И рефлексы, и стереотипы, и навыки – это программы бессознательного автоматического поведения человека на разных уровнях его взаимодействия с внешней средой. Все эти программы проходят на бессознательном уровне, освобождая мозг человека от необходимости по каждому внешнему воздействию запускать ресурсоемкую процедуру принятия решения. Мышление же используется для решения важных задач. Поскольку большая часть жизнедеятельности человека проходит в стандартизованном, запрограммированном режиме функционирования, то его эффективная жизнедеятельность, как сложной системы, и основывается на иерархии стандартов действий (программ). В терминах АСУ – на стандартах в различных видах обеспечения.

2. Стандарты в жизни компании

Используя вышесказанное о стандартном поведении человека, в качестве метафоры в сфере автоматизации управления компанией приведем следующее высказывание: для эффективной работы компании, чтобы освободить ее мыслительные ресурсы для решения важных вопросов бытия (конкурентоспособности, выживания), необходимо создать эффективную иерархию стандартов управления. Впрочем, на уровне «физиологии» компании – технического обеспечения – стандарты уже давно заняли свое прочное место в системе менеджмента. Что касается «стереотипов» поведения в компании – на уровне организационного управления, то они проявляются, в основном, как неписанные правила и редко еще в виде действующих должностных инструкций. Автоматизация же деловых процессов – это, по сути, принудительная выработка навыков – стандартизация работы с помощью программных средств. В этом и заключается прогрессивное влияние программных средств – они «заставляют» менеджмент стандартизировать часто повторяющиеся процедуры и за счет этого повышается эффективность компании. Причем, степень эффективности растет в гораздо большей степени, чем объем автоматизируемых функций, поскольку стандартизируются не только сами функции, но и их взаимосвязи, а это стандартизирует, в свою очередь, координацию работ. Последнее дает сильный позитивный «побочный» эффект – улучшается психологический климат за счет гармонизации конфликта интересов сотрудников: ничего личного – это только требование программы автоматизации бизнеса.

3. Стандарты для автоматизации

Автоматизация бизнес-процессов, как и всякая деятельность человека, также стандартизируется. Не вдаваясь в техническую составляющую этой стандартизации, обратим внимание на три ее аспекта. Первый – это степень стандартизации объекта автоматизации. Прежде всего, необходимо стандартизировать «стереотипы» компании – собственно, правила, по которым люди принимают решения. И здесь даже не столько важно то, что нужно сделать, сколько то, как это необходимо сделать. В качестве подхода, регламентирующего процедуры стандартизации стереотипов мышления в компании, можно привести пример – стандарт ISO 9001. Второй аспект стандартизации автоматизации – собственно программное средство. Речь идет о специальных программных решениях для автоматизации бизнеса. Чтобы не рекламировать какие-либо решения, просто отметим, что, чем меньше в таких решениях применяется индивидуального, не стандартного программирования, и чем больше используется стандартных автоматизированных функций, тем лучше. И третий аспект стандартизации автоматизации – это стандартизация самого процесса внедрения. По большому счету, здесь нужно говорить о стандарте поведения и координации действий всех людей, задействованных в проекте внедрения – так называемых заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Основой такой стандартизации считается устав проекта, в котором все участники еще «на этом берегу автоматизации» договариваются о том, как они будут переправляться через бурную реку, называемой «внедрение». Хороший устав проекта, может охватывать даже и два предыдущих аспекта стандартизации.

И тогда, если при внедрении системы автоматизации бизнес-процессов, Вы окажетесь в ситуации, при которой не будете знать, как поступать – поступайте по уставу проекта! Почему? См. п. 1.

Борис Жданов

Реклама

Sorry, the comment form is closed at this time.